«Натурщица» – это слово невольно ассоциируется с образом чувственной женщины с томным взором и роскошной фигурой. В памяти сразу предстают шедевры эпохи Возрождения, выдающиеся полотна импрессионистов и сюрреалистов… Позируя гениальным художникам и скульпторам, натурщицы часто были для них не просто объектом для изображения, но играли куда более важную, хоть и не всегда однозначную роль.

Маргарита Лути
Есть нечто парадоксальное в том, что сияющий целомудрием образ Сикстинской Мадонны создавался Рафаэлем при участии Маргариты Лути – женщины, которая обладала страстной, любвеобильной натурой.

У родителей Маргариты была своя пекарня, поэтому девушку прозвали булочницей, что на итальянском звучит, как Форнарина. Воспылав чувствами к 17-летней обольстительнице, 32-летний художник заплатил её отцу 3000 золотых, получив натурщицу и любовницу в одном лице.

Форнарина позировала Рафаэлю на протяжении 6-ти лет, то есть до конца его жизни, но верностью не отличалась и имела любовные связи с учениками, заказчиками, случайными гостями…

Существует версия, что причиной ранней смерти Рафаэля стала именно сексуальная ненасытность Форнарины. Сам же гениальный художник был уверен, что эту девушку послало ему небо, и утверждал, что любовь удваивает гений.

Елена Фоурмен
Кто она, белокурая красавица с пышными формами, неизменно присутствующая на картинах Рубенса? На протяжении большей части жизни художника это был лишь плод его фантазии. Но после судьбоносной встречи с Еленой Фоурмен рубеновский идеал женской чувственности приобрел реальные черты.

16-летняя девушка и овдовевший 53-летний художник заключили брак и были в нем взаимно счастливы, невзирая на огромную разницу в возрасте. Вдохновение, вызванное присутствием любимой женщины, было столь сильным, что Рубенс почти буквально обожествил её красоту.

Поклонники фламандской живописи имеют возможность видеть её черты в образах царицы Вирсавии и богини Венеры. Признанием в самых нежных чувствах стал «Сад любви». На этом полотне Рубенс изобразил супругу в образе сразу нескольких женщин, символизирующих разные формы и стадии личных чувств: от первой пылкой влюбленности до уверенной любви зрелой дамы.

Сюзанна Валадон

Акробатка Сюзанна Валадон стала натурщицей, после того как получила травму во время исполнения циркового номера. Проявляя то женственность, то эксцентричность и импульсивность, она позировала Тулуз-Лотреку, Дега, Ренуару и с каждым из них имела любовную связь.

Став матерью в 18 лет, Сюзанна могла только предполагать, кто отец её ребенка. Но, как и следовало ожидать, сын Сюзанны – Морис Утрилло – также приобщился к миру творчества и стал известным живописцем-пейзажистом.

Совершенно не подходит под общее представление о натурщице дочь богатого мецената Саввы Мамонтова. Но именно её образ запечатлен в яркой жизнерадостной картине «Девочка с персиками».

Будучи 11-летним ребенком, Вера после прогулки вернулась домой и села за стол, держа в руках персик из собственного сада. Здесь же находились её родители с гостившим в имении Валентином Серовым. В красивой жизнерадостной девочке художник увидел героиню будущего портрета.

На протяжении последующих 2 месяцев Вера проявляла удивительное терпение, отказывалась от игр и ежедневно, помногу часов, позировала. Образ Веры Мамонтовой фигурирует в «Алёнушке» Васнецова, на полотнах Врубеля и Кузнецова.

Елена Дьяконова
Среди натурщиц 20 века самой известной была и остается Елена Дьяконова. Русская эмигрантка покорила сердце Сальвадора Дали и стала для него вдохновительницей, менеджером и любящей супругой.

Перед знакомством с Сальвадором, Елена уже позировала Максу Эрнсту и даже была замужем за Полем Элюаром, который и стал называть её именем, которое вошло в историю: «Гала».

В прошлом художников вдохновляли только юные красавицы. Елена была старше Сальвадора на 10 лет. Но он увидел в ней источник вдохновения и превратил её в икону сюрреализма и живую легенду.

Натурщицы 21 века

С древних времен и до наших дней женская натура является важнейшей темой в творчестве живописцев. В реалистической или идеализированной форме она олицетворяет то чистоту нравственности, то обольстительное коварство, то материнскую нежность… Но несмотря на многоликость, каждый раз передает общий посыл – любая женщина прекрасна!

Сегодня натурщицы востребованы не меньше чем во времена античности или средние века. Но романтические отношения между художниками и моделями – большая редкость. В творческой среде это не принято и вредит репутации.

По мнению современных мастеров кисти, талант заключается в том, чтобы увидеть привлекательность и неповторимость в любом человеке. Поэтому к позированию приглашают женщин, независимо от их возраста и телосложения. Имена моделей, работающих в художественных училищах и частных мастерских, не афишируются. Но можно не сомневаться, что пройдет время и лучшие из них обретут заслуженную славу.